Не
все знают историю возникновения праздника Троицы. Другое его название –
Пятидесятница. Это связано с историей сошествия Святого Духа на
апостолов в пятидесятый день после Пасхи.
Деяния апостолов так
описывают это событие: «В третьем часу в Сионской горнице, где
находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы,
внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен
далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков,
они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не
жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее,
совершившееся в душах апостолов – «исполнишася вси Духа Свята». И Дух
Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.
Как только
огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу
слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду
человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на
каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он
никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого,
необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.
В
этот же день св. апостол Пётр произнёс первую в истории христианства
проповедь сбежавшейся на шум к Сионской горнице толпе. Устами апостола
в этот момент вещал Святой Дух, и поэтому «слова его проникли в сердца
слышавших», а к Церкви Христовой «присоединилось в этот день душ около
трёх тысяч».
И до этого события были известны случаи схождения
Святого Духа в души человеческие: он был в пророках и патриархах, он
давал силу творить чудеса и исцелять, награждал мудростью. Но главным
даром человечеству Духа Святого в пятидесятый день после воскресения
Христа стало объединение всех верующих в единую семью, которую он
назвал своею Церковью.
В одной из церковных молитв, которую
читают в каждом христианском храме, есть такие слова: «Приди и вселися
в ны». Это слова упования к Богу Духу Святому, наполняющего так полно
человеческую душу, что с ним приходит утешение, которое уже ничто не
может смутить: ни беда, ни горе, ни обида и ни печаль. Когда душа
естественно и свободно принимает эту благодать, то с радостью следует
всем Божьим заповедям.
Нам всем известно изречение: «Бог есть
Любовь». А что такое Любовь на самом деле, как не проявление
Божественного начала, которое, к сожалению, мы не всегда умеем услышать
в себе и не всегда способны на проявление его в повседневной жизни? Но
именно духовного, а не чувственного. Глубокие переживания в выставочных
залах, на концертах классической музыки, чтение художественной
литературы, по мнению отцов церкви, могут лишь обогатить наши знания,
расширить кругозор и сделать нас более образованными. Наши сильные
эмоции: слёзы умиления, восхищение шедеврами мировой культуры, тем не
менее, не делают нас духовнее с точки зрения религии, то есть не
наполняют нас Святым Духом. Что же может нас – простых смертных –
сделать счастливее, наполнить нашу душу Божественной любовью,
прикоснуться к тайне Духа Святого?
Немного в мире шедевров
мирового искусства, истинно наполненных великой духовностью, таких, как
знаменитая икона Андрея Рублёва. В связи с праздником Троицы, может,
уместно вспомнить слова великого поэта, проникшегося Духом Слова –
истинного начала вселенной, и написавшего такие строки:
Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И обходя моря и земли Глаголом жги сердца людей.
Многовековая
история христианства вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на
создание шедевров мировой культуры. Но испокон веку и по сей день
существует единый закон у живописцев: запрет на изображение Святой
Троицы в виде трёх ипостасей, ведь постичь умом триединость Бога пока
никому из смертных не удалось. Поэтому Троицу принято изображать
символически: в виде трёх ангелов.
Веками человечество спорит
о тайне Троицы, пытаясь объяснить верующим и атеистам нераздельную
сущность Бога Отца, Бога Сына и Духа святого. Отцы церкви – и те не
всегда умеют доходчиво рассказать прихожанам об этом явлении. А ведь
объяснения и разнообразные трактовки этого феномена невозможно
подвергнуть анализу, разобрать на частички и преподнести неверующей
душе. Ведь даже специалисты до сих пор не могут объяснить причину таких
по-настоящему чудесных событий, как мироточение икон.
Так и с
явлением Троицы: эту божественную аксиому нужно просто принять.
Верующему это сделать проще: вера не требует объяснений. Атеист привык
всё проверять «на зуб»: его материальный подход ко всем существующим в
мире и природе явлениям иногда способен не только завести в тупик, но и
нанести непоправимый вред. Если всё на свете можно было объяснить, то,
наверное, скучно жилось бы нам с вами на этой земле.