Мысль о том, что Леонардо был не землянином, а пришельцем из других
миров, возникала у многих фантастов. Однако биография сына нотариуса из
флорентийского городка Винчи известна чуть ли не по дням, а его архив
составляет около 7 тысяч страниц большого и малого формата. Леонардо
вел дневник, в котором также приведено множество чертежей и рисунков
придуманных им механизмов и аппаратов. Авторы книги "Машины Леонардо да
Винчи" описали и сопроводили прекрасными иллюстрациями огромную работу,
проведенную ими и другими итальянскими исследователями, - перевод в
цифровую форму этих чертежей и рисунков с последующим изготовлением
компьютерных трехмерных моделей.
При "расшифровке" внешне не
всегда четких изображений авторам реконструкции удалось обнаружить
удивительные детали. Так, при оцифровке "автомобиля" был обнаружен
придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения
считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не
важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.
Хотя
изображения механизмов Леонардо имеются в каждом учебнике по истории и
физике, напомним, воспользовавшись книгой "Машины...", какие же
устройства он придумал. Оглавление разделено на 7 глав: "Летательные
машины", "Военные машины", "Гидравлические механизмы", "Рабочие
машины", "Машины для обслуживания сцены", "Музыкальные инструменты" и
"Разные машины". Понятно, почему летательные устройства помещены в
главе под номером один, - пушки и телеги были и до Леонардо, пусть и не
такие остроумные, а вот самолеты появились только через 450 лет после
его рождения.
Мастер начал с изучения анатомии стрекозы и
ее поведения в воздухе, затем придумал машущее крыло - в сущности,
стенд для изучения "отталкивания" от воздуха. Имелась в виду проверка
мускульной способности человека поднять в воздух и управлять полетом
пилотируемого махолета, общий вес которого (махолет + пилот) должен был
составлять 90 кг.
На том же листе "Манускрипта В" - вот
прихоть гения! - Леонардо изображает и совсем другой летательный
аппарат - "воздушный винт". Именно винт, который ввинчивается в воздух
и поднимает устройство. Многие считают, что Леонардо изобрел прототип
вертолета. Это не совсем так, геликоптеры используют винты с лопастями,
расположенными не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Однако,
скажем, изготовленная в Японии игрушка, представляющая собой копию
"воздушного винта" из сверхлегкого пластика, прекрасно летает,
действительно ввинчиваясь в воздух!
Далее Леонардо изображает
уже полный чертеж летательной машины, приводимой в движение человеком
через хитроумные передаточные механизмы. Он настолько уверен, что
устройство полетит, что предполагает даже проводить испытания над
озером, да еще и с прикрепленными поплавками, чтобы машина не утонула.
Мастер пытался изготовить свои машины, однако по разным причинам - в
том числе из-за нерадивости и лени своего помощника Тедеско - "в
материале" его летательные устройства не воплотились. И лишь в конце
70-х годов прошлого века удалось построить летающие мускололеты из
углепластика и модифицированного нейлона. Поразительно похожие на
Леонардову машину.
Леонардо да Винчи был, несомненно,
гениальным изобретателем. Но в истории он останется в первую очередь
все же как великий художник. Потому что в науке и технике незаменимых
действительно нет, гений может лишь ускорить или упростить создание
математического или реального аппарата. Лучший пример - Королев, после
ранней кончины которого наша космическая программа просто обвалилась.
Но изучение космоса и развитие ракетной техники не прекратились -
правда, на другом континенте. А открытия и изобретения Леонардо на
протяжении лет 400 оказались практически невостребованными. И
дельтаплан, и парашют, и автомобиль, и даже тот самый автомобильный
тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого
флорентийца.
Зато "Тайную вечерю", "Джоконду" или даже его
рисунки машин повторить или создать вместо Леонардо невозможно. В
искусстве незаменимы все и прежде всего - Леонардо да Винчи.
Автомобиль на сцене
Одно
из самых известных изобретений Леонардо - деревянный "автомобиль",
приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин.
Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают,
было предназначено для театрализованных представлений. Например, для
торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы - без
каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было
производить на зрителей сильное впечатление.
Секретный Леонардо
Помощник
великого изобретателя Тедеско не только был нерадив, но и занимался
промышленным шпионажем. В своих письмах Леонардо жалуется, что Тедеско
явно пересказывает его идеи врагам Рима.
Естественно, больше
всего этих врагов интересовали военные изобретения Леонардо. К ним
относятся прежде всего жуткого вида колесницы с вращающимися косами для
перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, а также
устройство, которое принято называть "танком Леонардо". Этот агрегат в
виде круглого шатра из прочного материала был способен передвигаться по
ровной местности за счет усилий находящихся в нем "танкистов". По
периметру агрегата Леонардо расположил пушечки, стреляющие во всех
направлениях. В оправдание Мастера отметим, что ни адская колесница, ни
танк так и не были изготовлены.